Фотография, побывавшая на фронте

Клавдия Сергеевна Цыбанева своего отца Ковалева Сергея Павловича помнит очень хорошо. И то, что он был председателем колхоза, и то, что имел бронь, но «снял» ее в первые дни войны, и то, как хорошо играл на гармошке. Ведь на тот момент, когда Сергей Павлович ушел на фронт, ей исполнилось 8 лет.

Это было жарким, военным летом. Пыльная дорога, по которой растянулись колхозные брички, вела обоз на призывной пункт в село Аксай, тогда еще Ворошиловского района. Жена Мария и трое детей провожали Сергея Павловича до самого военкомата. На прощание сделали снимок, и солдат положил его в свои документы. Так «кусочек» мирной счастливой жизни отправился на фронт.

…Вместе с Сергеем Павловичем воевал земляк из Ковалевки. Он, как очевидец, и написал Марии о случившемся. Шли бои под Ростовом. (Когда-то Сергей Павлович выбрал себе жену в Ростовской области. И снова судьба привела его на ростовскую землю). При артиллерийском обстреле разбило повозку, на которой, в числе других находился и боец Ковалев. Покалеченные, они еще добрались до своей части. А утром Сергей Павлович уже не поднялся. Рядом лежал карандаш и фотография семьи, на которой сделана надпись: «Дорогая Маруся, береги наших детей…» Вместе с печальным рассказом земляк прислал и фотографию, сделанную на призывном пункте. «Сам он после тоже погиб, – говорит  Клавдия Сергеевна. – Знаете, как много ушло из Ковалевки на фронт! И почти никто не вернулся, потому что сразу попали на передовую. К сожалению, отец так и не узнал, что в феврале 1942 -го у него родился еще один сын. Я написала ему, но, думаю, что его уже не было в живых. Потому что больше писем от него не было». А вдруг дошло письмо дочери? А вдруг узнал боец о радостном событии, просто ответить не успел? Так хочется хоть одно счастливое мгновение для фронтовика, отдавшего жизнь за свою семью…

Сожалеет дочь фронтовика о том, что не знает, где похоронен отец. «Один раз вскользь было упоминание по телевидению о военном захоронении, где значился и Ковалев Сергей Павлович. Давно это было. Сами мы сюжета не видели, знакомые рассказали, –  продолжает разговор сын Клавдии Сергеевны и внук Сергея Павловича, тоже Сергей. – Я проехал всю Ростовскую область. Пока безуспешно. Как называется населенный пункт, тоже не знаем, знаем только, что в нем фигурировало слово «красный».

До сих пор в семье Цыбаневых хранятся «метрики» – свидетельство о рождении близкого человека, датированное июлем 1900 года. И вместе с ним дорогая сердцу фотография, побывавшая на фронте и вернувшаяся домой.

Короток земной путь человека и рассказ этот не длинный. Но долгая-долгая память семьи. Меняется поколение. Уже племянники и внуки ищут место захоронения бойца. Надежду не теряют…

Елена Кравченко.

14.01.2020г.