Любовь Борисова: «Ценю желание учиться»

Сегодня на «Встречу без галстуков» мы пригласили директора Абганеровской средней школы Любовь Ивановну Борисову. В нашей постоянной рубрике разговор зашел о разном: профессии учителя, книгах, чертах характера людей.

– Любовь Ивановна, два самых главных качества в человеке – это …

– Честность и воспитанность. Я не терплю лжи и лицемерия. И не могу промолчать, когда люди забывают о правилах хорошего тона. Мое «внутреннее я» протестует против хамства и невежества.

– Какие книги Вам интересны и почему? Книга, с которой должен быть знаком каждый…

– Я люблю читать историческую литературу. «Война и мир», «Петр Первый», «Королева Марго» и многие другие произведения А.Дюма. Нравится творчество В.Распутина, особенно военная повесть «Живи и помни». Произведения М.Шолохова можно перечитывать снова и снова. «Тихий дон» – это кладезь человеческих переживаний. Причина этого увлечения проста – историческое образование.

Если человек занимается самопознанием, интересуется вопросами человеческого бытия, то я бы посоветовала почитать труды Зигмунда Фрейда «Психология бессознательного» или «Психология масс и анализ человеческого я», или «Характер и судьба».

– Помните свой первый урок?

– Мой первый урок в школе я не помню. Все дело в том, что слово школа в моей жизни появилось задолго до поступления в 1 класс. Это была детская игра, в которой мне отводилась роль ученика, а моя сестренка прекрасно справлялась с ролью учительницы. Старательно и требовательно она учила меня школьной грамоте, выставляя мне отметки в детские тетради. Я благодарна ей за это. К ее усердию добавлялись занятия с мамой. Поэтому в первый класс я пошла подготовленным учеником, свободно читающим и считающим. Я хорошо помню, что в начальной школе мне было не интересно на уроках. Я даже не хотела ходить в первый класс, и рассказывала родителям, что «уже знаю то, чему учат в школе».

– Когда Вы захотели стать учителем?

– Я не знаю ответ на этот вопрос. Наверное, выбор профессии – это не про мою семью. Когда я училась в школе, моя мама преподавала, старшая сестра была студенткой педагогического института, поэтому, для меня ответ на вопрос «куда пойти учиться?» был очевиден.

– О чем думаете, когда возвращаетесь из школы?

– Мои мысли зависят от того, во сколько часов я возвращаюсь домой. Если рабочий день закончился по графику, то планирую домашние дела и «список рабочих вопросов на вечер». Но когда рабочий день переходит «во вторую смену», то в голову приходит только одна мысль: «если ты думаешь, что тебе сегодня очень, очень плохо, помни, что может быть еще хуже!»

– Что больше всего цените в своих учениках?

– Конечно же, на первом месте всегда человеческие качества. Я часто говорю ребятам, что не страшно быть плохим учеником, страшно быть плохим человеком.

А если говорить о процессе обучения, то – любознательность и желание учиться. Когда учитель видит интерес в глазах детей, он превращается в виртуоза, используя на уроке весь свой опыт, арсенал педагогических технологий и средств. И очень печально, когда урок превращается в диалог педагога с самим собой.

– А как Вы относитесь к быстроменяющейся политике образовательных реформ?

– По сути, реформы – это благо для любого общества, для любой сферы жизни, ибо благодаря им, человечество прогрессирует. Но не всякие реформы хороши. В современной России реформы образования длятся более 20 лет. Разрабатываются государственные программы, реализуются национальные проекты и новые стандарты. Информационные технологии внедряются в систему образования. И это разумно, поскольку современное поколение детей отличается образом жизни, мышлением, мотивацией. Но разработчикам реформ необходимо помнить, что в основе процесса обучения лежит процесс познания. В противном случае, педагогам останется сказать: «Реформы – это все, что у нас останется от образования».

– Что помогает Вам принять правильное решение в трудных ситуациях?

– Скорее, здравый ум, чем интуиция. Я прагматик, поэтому любое решение является продуктом глубокого и всестороннего анализа.

– Полученный когда­-либо самый ценный совет – это…

– Мои родители с детских лет приучали нас к труду, иногда поручали нам совсем не детские обязанности. И мама всегда говорила, что «любую работу нужно делать так, чтобы было не стыдно сказать, кто это делал».

– Вы поклонник социальных сетей?

– Я точно не противник. Но и к поклонникам не причислила бы себя. Я считаю, что социальные сети – это удобный способ коммуникации.

– Вы верите в судьбу?

– Нет, я не фаталист. У Джоди Фостера есть высказывание «Судьба – очень удобное слово для тех, кто никогда не принимает решений». Так вот, я уверена, что судьба не случайность, а предмет выбора, ее не ожидают, а завоевывают. Прожитые годы убеждают меня в том, что твердость характера, воля и трудолюбие определяют жизненный путь человека.

Елена КРАВЧЕНКО

26.10.2020г.