Молодежь – за «Бессмертный полк»

Из номера в номер газета публикует истории тех, кто занимает самое почетное место в «Бессмертном полку». Это наши ветераны. И желающих рассказать о своих близких, прошедших войну, с каждым разом становится все больше и больше. Особенно приятно, когда на задумку редакции – ввести рубрику «Навстречу 75­летию Великой Победы», откликается молодежь. Ей, как и старшему поколению, пришлась по душе патриотическая акция под названием «Бессмертный полк». Поэтому ежегодно майским утром молодежь выходит на праздничное шествие. Не по совету и напоминанию, а по зову сердца.

Девятиклассница Лида Удодова из села Каменка считает, что неважно, где на 9 мая идет с портретом ветерана человек: по московской площади или по сельской улице, важно само отношение к ставшей народной акции. «Бессмертный полк» объединяет семьи, – уверена она. – Посмотрите, с портретами ветеранов ходят даже маленькие дети, и это правильно. Значит, они обязательно будут интересоваться историей страны. В этот день мы вспоминаем всех, кто защищал мирную жизнь. И мой прадедушка каждый раз проходит со мной по родному селу, где он раньше ходил и сам».

О фронтовике своей семьи Светличном Алексее Яковлевиче Лида знает очень многое, начиная с полной даты его рождения. «Когда началась война, ему было 27 лет. Он уже отслужил и с женой Татьяной Григорьевной растил троих детей. А тут война, фронт, – рассказывает Лида. – Прадед сражался с врагом под Сталинградом, в Ростовской области. Когда воевал под Ростовом, появилась возможность увидеться с женой. И она поехала из Каменки к нему на лошади. Когда выехала обратно, недалеко разорвалась бомба, и лошадь погибла. Сама прабабушка осталась жива, как говорится, чудом. И пешком из­под Ростова дошла домой. Я не могу себе сейчас это даже представить: проделать такой путь! Она тоже совершила свой маленький подвиг. В то время очень многих можно было записать в «Бессмертный полк». Ведь кроме чисто фронтовых испытаний, выпадали на их долю и другие. Трагическая история не миновала семью прадеда. Два сына умерли во время войны. Первого звали Юрой. В один из дней на Каменку налетели фашистские самолеты. Скрежещущий их звук и все, что сопровождает эти налеты, очень испугали малыша. Он умер от испуга. Когда родился еще сын, Светличные, в память о первом, назвали его тоже Юрием. Судьба, к сожалению, у них одинакова».

Война щадила Алексея Яковлевича до января 43­го года. Зимним днем он был сильно ранен, долго лежал в госпитале, выписка из которого до сих пор хранится в семье. Документ датирован 1943 годом, и в нем указано, что Алексей Яковлевич Светличный был ранен в бою под Сталинградом. Затем фронтовик получил окончательный вердикт: к строевой службе непригоден. Он хотел сражаться и дальше, но врачебная комиссия была непреклонна. И была права, что впоследствии и подтвердилось. Рана была настолько коварной, что осколок так и остался у бойца в плече. Так и жил он с этим осколком.

До войны Алексей Яковлевич был трактористом. После возвращения не мог выполнять эту работу из­за ранения, трудился на складе. С Татьяной Григорьевной у них родилось еще двое детей. Но война так и не отпустила солдата. Последствия ранения постоянно давали знать о себе, а врачи не могли помочь и спасти.

Зачем все это знать молодой девушке? «Сталкиваясь с военной темой, я однажды подумала, что и в моей семье есть герои, которые защищали нашу страну, завоевали для нас мир, – говорит Лида, показывая несколько послевоенных снимков. – И я стала расспрашивать старших, каждым новым рассказом дополняя семейную историю. Хотя, по их словам, прадедушка не особо, как впрочем, и многие фронтовики, любил вспоминать войну. Ведь эти воспоминания беспокоили и теребили душу, как незаживающая рана».   

Течение времени не жалеет никого: ветеранов с нами – единицы. Но живы воспоминания и фотографии. Это значит, что история семей, история Великой Победы будет сохраняться, продолжаясь в нашем молодом поколении. В этом нет сомнения.

Подготовила

Елена Кравченко. 

17.01.2020г.