Версия для слабовидящих+7 (84475)6-10-94, +7 (84475)6-13-51

О праздниках и не только

Виктора Николаевича Кияшко, заслуженного работника культуры Российской Федерации, лауреата Государственной премии в области искусства Волгоградской области, заместителя директора Волгоградского государственного театра «Царицынская опера» представлять, как мне кажется, особо не нужно. По одной простой причине: в Октябрьском районе его хорошо помнят и уважают. Да и сам он, как оказалось, по-­прежнему душой здесь: приезжает на мероприятия, с удовольствием встречается с бывшими коллегами – работниками сферы культуры. Сегодня Виктор Николаевич любезно согласился быть нашим гостем и встретиться с читателями газеты.

– Виктор Николаевич, конечно, первым делом хочется спросить: Октябрьский для Вас – это…

– Вторая родина. А как еще можно назвать эту землю и этих людей, которым я беспредельно благодарен? Мой профессиональный и жизненный опыт формировался в Октябрьском районе. Посудите сами: принял он меня еще «безусым» мальчишкой. Были созданы все условия для жизни и созидания. Ну, и как я должен относиться к этой земле, где родились мои сыновья, где мы с семьей были счастливы, где жили и живут люди, ставшие дорогими моему сердцу. 25 лет моей жизни с этим родным уголком земли…

– В любой судьбе есть переломные моменты. У Вас это…

– Пожалуй, это 2008 год. Утром 1 октября меня как-­то неожиданно срочно вызвали в Администрацию Волгоградской области, а утром следующего дня я уже работал руководителем Государственного учреждения культуры «Волгоградский центральный концертный зал». Разве это не судьбоносное изменение? Поменять формат и уклад жизни в 48 лет (а это уже не юношеский возраст, когда стремишься дотянуться до радуги) – это серьезный, непростой шаг. К такому резкому повороту ни я, ни моя семья, ни мои коллеги готовы не были. Но не буду лукавить, предложение мне было интересно, и я согласился. Препятствием были бытовые условия, но сложнее было с препятствием души. По характеру я быстро осваиваюсь в новой среде, но расстаюсь с прошлым очень болезненно. А уж если откровенно, район не отпускает до сих пор, особенно во снах.

– Что Вас энергетически подпитывает?

– Что придает мне силы и мотивирует на жизнь? Мы сейчас говорим о родном районе, ну, как не радоваться и не быть удовлетворенным от того, что сфера «КУЛЬТУРА района» остается яркой и позитивной. По­моему, великий Г. Малер сказал «...традиции – это не сохранение пепла, а передача огня!» И я искренне благодарен своим коллегам – работникам культуры района за то, что они продолжают начатые нами творческие проекты, что в районе сохраняются и развиваются традиции героико­патриотической направленности, живет поисковое движение, и особенно радует созданный нами поисковый отряд «Стальное пламя».

Знаю, как бережно хранят земляки мемориальные места и памятники.  В свое время мы с Владимиром Фроловичем Ключкиным, тогдашним руководителем районной ветеранской организации, не «вылазили» из областных кабинетов, выбивая финансовые средства на строительство многих из них. На площадях в населенных пунктах были жестяные стенды с нанесенными на них краской фамилиями погибших воинов. Если не ошибаюсь, нам тогда удалось установить мраморные стелы с фамилиями около 8 тысяч погибших земляков и воинов, сражавшихся за район.

А разве не придает энергетические силы то, что продолжают работать творческие коллективы?  Знаю, что недавно отмечал свой 25 год рождения районный хор ветеранов. Помню, в 1995 году, в канун пятидесятилетия Великой Победы, создание этого коллектива было очень знаковым, несмотря на отсутствие организационно­финансовых возможностей. Искренне благодарен тогдашнему председателю райисполкома Виктору Ивановичу Пугачеву за личное внимание и поддержку в создании этого творческого коллектива.

Два года назад я побывал на районном празднике «Воздвижение», и было ощущение, что я перешел мост не на «Зеленый остров», а перешел «мост времени». Как это было трогательно и приятно. Разве это не показатель энергетического всплеска для жизни? Великая радость от того, что твои созидательные плоды живут и востребованы.

– Удается ли успевать за современными скоростями?

– Не уверен, но очень к этому стремлюсь. В сегодняшней моей работе планка требований очень высокая. Современное искусство наполняется технологическими составляющими, оно в постоянном поиске, оно разрывает устоявшиеся трактования и все больше становится синтезированным. Невозможно даже не то, чтобы стоять на месте, – нужно БЕЖАТЬ!

К сожалению, а может, и к радости, сегодня нельзя быть похожим на себя вчерашнего, а завтра – на себя сегодняшнего. Одно беспокоит, как бы нам в этой «гонке» современности не растерять душу и память. Очень хочется верить, что человек будущего – это тот, у которого самая длинная память.

– По роду деятельности Вам приходилось встречаться со многими именитыми артистами, как российскими, так и зарубежными. Одни имена чего стоят: Валерий Гергиев, Рауль Рамирес, Томас Троттер, Хироко Иноуэ, Кристиан Хайнеке, Андрис Хотц. А какими чертами характера нужно обладать, чтобы дотянуться до этих звезд, до масштаба их таланта?

– Центральный концертный зал Волгоградской областной филармонии, где я работал, – это действительно главная сценическая площадка волгоградского региона. Зрительный зал на 1040 мест с прекрасной акустикой и шикарным органом чешской фирмы «RIEGER KLOSS», с очень выгодным территориальным расположением – он заслуженно является излюбленным местом волгоградцев и звезд российской и мировой сцены. С именитыми артистами  работа доставляет как великое удовольствие, так и  великие хлопоты. Артист выдающийся – значит, востребованный, а востребованный, сами понимаете, – с «требованиями». Конечно, уровень мастерства – это не всегда уровень внутренней культуры человека… Все зависит от воспитания! А с названными Вами музыкантами и с Волгоградским симфоническим оркестром мы плодотворно работали и проехали почти всю Европу.

– Какие исторические личности Вам интересны и почему?

– Благодарен судьбе за возможность сотрудничать и общаться с легендарными людьми современности: композитором Александрой Николаевной Пахмутовой и поэтом Николаем Николаевичем Добронравовым. Невозможно забыть совместные концерты в Москве в Храме Христа Спасителя, в Государственном Кремлевском дворце съездов, особенно теплые встречи и разговоры у них дома – это для меня великая честь! Не понаслышке знаю, как они дорожат и берегут друг друга, их взаимоотношения – они божественны. Если есть эталон людской порядочности, то это Александра Николаевна и Николай Николаевич. Долгие им лета! И спасибо за дружбу!

– Что является для Вас гениальным изобретением человечества?

– Нерукотворным, если позволите, «изобретением», конечно, СЕМЬЯ. Все возвышенное, созданное Богом – здесь, в семье. Кстати, семья, как и жизнь – это одно из величайших искусств на земле.

 – Музыка создается на любой вкус – симфоническая и народная, камерная и органная, вокальная и инструментальная, современная и классическая. Какая больше по душе Вам?

– Да, Вы правы, музыка разная. Но, как правило, слушаю, исходя из настроения. Нравится разная: люблю и джаз, и бардовскую песню. Важно, чтобы эта музыка звучала  именно в сердце.

До переезда в Волгоград к классической музыке был равнодушен и не представлял, что она меня может так «взбудоражить». Но, когда по долгу службы соприкоснулся с симфонической музыкой и органной, во мне произошло не ЧТО­ТО, а ОЧЕНЬ что­то: эта музыка со временем завладевает тобой, она поселяется в тебе, она тобой движет. Ты начинаешь музыку не только слушать, ты ее ощущаешь.

Очень приятно видеть на спектаклях и концертах в театре, где я сейчас работаю, преобладающее количество зрителей из числа молодежи.  Слушать симфоническую, оперную, балетную музыку становится модным. Это признак хорошего вкуса. Значит, жизнь продолжается.

– На успех культурного мероприятия отчасти влияют одежда сцены, звук, свет. А что влияет на судьбу человека?

– Ох, не знаю... Представьте себе картину: штормящий океан одиноко, как щепку, бросающий кораблик с волны на волну. Какова его судьба? Справится ли он со стихией? И все ли здесь зависит от человеческого фактора? Ведь в жизни именно так: не все зависит от людей. Ох, не знаю...

– В современном мире есть много направлений, где можно приложить свои силы. Чем бы Вы занимались, если бы не стали работником культуры? В какой профессии хотели бы себя попробовать?

– Спасибо... не хотел бы. Я счастлив. Культура для меня уже не просто профессия, пожалуй, это моя жизнь, и есть документальное подтверждение этому: в моей трудовой книжке всего три записи за всю мою трудовую деятельность.

– Существует стереотип, что у людей, работающих в сфере культуры, жизнь – сплошной праздник. Согласитесь или опровергните?

– Почему опровергну? Нет. Конечно, праздник, и не только в сфере культуры – в любой профессии. Знаете, это счастье, когда твоя работа тебе в радость. Вот сейчас мы все в вынужденных отпусках по причине пандемии, и я очень скучаю по своему коллективу, мне его не хватает.

– И все-­таки есть ли праздник самый любимый и долгожданный для Вас?

– Праздники, как и традиции, мне кажется, «прививаются» человеку с детства. Я очень берегу то детское ощущение тепла и счастья, когда вся наша большая семья собиралась за родительским столом на праздник Святой Пасхи. Этот праздник в нашей семье мы отмечаем до сих пор. Когда все вместе – это и есть счастье.

А вот «прививку» главного праздника для меня – праздника Великой Победы, получил именно в Октябрьском районе, носящем гордое имя «Земли горячего снега» (кстати, этот бренд мы придумали с коллегами). Именно на этой земле я имел честь соприкоснуться с историей  удивительного края, где хранят святость о военной истории страны. С юбилеем Великой Победы, земляки!

20.05.2020г.

 

Опубликовать в социальных сетях