Связывая поколения

За последние 2-­3 недели жизнь многих из нас изменилась, возможно, больше, чем за 2­-3 предыдущих года. Хотя бы в морально­психологическом плане. Нынешняя ситуация временно скорректировала наш уклад жизни, а вместе с тем и формы работы. Многие ушли на так называемую «удаленку» и дистанционное обучение. Видеоконференции и другие аналогичные форматы деятельности в виртуальном мире стали неотъемлемой частью нашей жизни. И мы решили провести для наших читателей виртуальную экскурсию. Хотя у нас нет какого­либо знаменитого музея, сродни, допустим, им.И.И.Машкова, встречающиеся «экспонаты» в Домах культуры, школах и библиотеках района тоже заслуживают внимания.

Окунемся в детство

Заливский Дом культуры – один из самых больших в районе. Его площадь составляет порядка 1 800 кв.м. Если кому приходилось бывать в его стенах, тот подтвердит, что это учреждение культурной направленности не только одно из самых больших, но и проект самого здания, пожалуй, самый интересный.

Дом культуры открыт в 1987 году, в день 70­летия Октябрьской революции. В честь этой даты он назван «Юбилейный». Более того, он и находится на улице Юбилейной. Много лет звучат здесь голоса самодеятельных артистов, раздаются наигрыши музыкальных инструментов из класса детской школы искусств, собираются хуторяне на праздники.

В мелькании жизни, в ее белых и черных полосах, в спешке перескакивая через ступеньку, на втором этаже СДК, где ранее была игровая зона для детей, ты вдруг останавливаешься как вкопанный. Иначе никак! Здесь так жизнеутверждающе «звучат» краски картины, оставленной кистью вдохновленного человека. По словам местных жителей, фамилия художника была Гопаненко. Профессионалом он был или просто любителем, не знаю. Но от этого не меняется восприятие «полотна». Это даже не картина в обычном понимании, а роспись стены, что называется, от пола до потолка. Этому явлению изобразительного искусства можно дать множество названий, и везде будет присутствовать слово «детство». Шикарное лето и счастливые дети!

В нашей генной памяти русские березки и ромашки на лугу всегда вызывают положительные эмоции, иногда с нотой грусти по невозвратно ушедшему детству. И многие заливчане, снова и снова рассматривая это изображение, возможно, узнают себя в этих мальчишках и девчонках, вспоминают, как, будучи детьми, веселились на игровой площадке. Смотрите, любуйтесь!

Наша история

В Шелестовском Доме культуры сохранились картины, написанные еще в 1967 году. Никакие перипетии и изменения в нашей жизни, политике и экономике ничего не изменили в этом плане: картины художника В.Литвинова, который, кстати, написал портрет знаменитого конструктора Сергея Королева, не покинули своего места.

Что для художника история? Это образ. В конкретном случае, образ жителей села Шелестово. И это, скорее всего, одна из главных причин их сохранности: это живая история села. На картине – представители старшего поколения, умудренные опытом, стремящиеся к познанию. В данном случае, они изображены за чтением центральной прессы – газеты «Правда».

По словам работников Дома культуры, они помнят многих героев картины. А еще в Шелестово считают, что эти земляки сыграли очень важную роль в создании и развитии колхоза. Поэтому для пояснения под картиной стоит именно такая подпись: «Они создавали наш колхоз», хотя официального названия у картины нет.

И сейчас потомки героев этой картины живут в Шелестовском поселении. Приходя в «клуб», как по­простому здесь называют очаг культуры, они встречаются каждый раз со своими родственниками, запечатленными художником более полувека назад.

Читать и еще раз читать

В Громославской библиотеке, как и положено центру по пропаганде чтения, внимание сразу привлекают портреты поэтов и писателей. Здесь Пушкин и Лермонтов, Толстой и Горький. Волнуют душу эти портреты, будят в памяти: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Приветствую тебя, пустынный уголок», «Немного лет тому назад, там, где сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры…», и многое другое, заученное наизусть еще в школьные годы. 

С незапамятных времен остался в библиотеке и портрет вождя революции В.И.Ленина. С одной стороны, это момент нашей истории, которую мы знаем, а с другой стороны, этот портретный сюжет, в первую очередь, связан не с событиями 1917 года, а с его величеством Книгой. Позволим себе в этом контексте интерпретировать известный лозунг: «Учиться, учиться и еще раз учиться» на фразу «Читать, читать и еще раз читать». Разумеется, одно понятие не исключает и не заменяет другое, а только дополняет и предлагает конкретный вектор для самосовершенствования.

Читать! Читать, а затем остановиться и обдумать прочитанное. Читать, чтобы узнать новое. Читать, чтобы вспомнить старое. И еще раз повторить про себя: «Я помню чудное мгновенье…».

 

Елена Кравченко

 

28.04.2020г.