В боях за Родину

Первая мысль, которая пришла к стрелку­радисту Юрию Ветохину, когда он очнулся, была не совсем стандартной: «Эх, покурить бы!» Боец Красной армии еще не знал, сколько ему, единственному оставшемуся в живых из экипажа, придется лежать на том месте, куда рухнул подбитый «Ил» – фронтовой бомбардировщик.

Крылатая машина упала примерно на линии фронта. Рискуя быть замеченным, боец все же несколько раз пренебрег правилами безопасности. В кармане не нашлось папироски, а вот десятирублевая банкнота лежала. По небольшому кусочку он отрывал от когда­то ценной бумаги, набивал сухой травой, и этим подобием папиросы отводил душу. Но с обеих сторон фронта были начеку. Стреляли и наши, и фашисты: никто не знал, что скрывается там, за вскользь мелькнувшим огоньком. Через трое суток войска Красной армии перешли в наступление, и Юрий Ветохин вернулся в строй.

Как в жизнь нашего героя вошла война? В 17 лет парень из Воронежской области попытался уйти на фронт добровольцем. Из затеи этой ничего не получилось. Но неудача не остудила желание защищать Родину. Юноша оказался с характером и, как говорится, сделал «ход конем». Уехал в Восточный Казахстан. Сейчас остается только гадать, почему оттуда ему удалось призваться на фронт. Но вопреки всем правилам это случилось. Ноябрь 1943 года. Юрий Ветохин становится слушателем Ивановской высшей офицерской школы. Учили быстро. Практика – на фронте. И уже в 44­м она началась с зачисления в личный состав воинской части №21209.

Его служба – авиация дальнего действия или АДД, как сокращенно принято ее называть. Дальней авиации отводилась особая роль, и она подчинялась Верховному Главнокомандующему. Это был важный ресурс. Как известно, бомбардировщики марки Ил могли углубляться за линию фронта на многие и многие километры в глубокий тыл противника. К примеру, дальность полета ИЛ­4 составляла 5 000 км. Самолеты АДД осуществляли бомбардировку промышленных и военных объектов фашистской Германии до самой ее капитуляции.

Приходилось «работать» в этом направлении и Юрию Ветохину. В составе ночных экипажей летал бомбить Берлин. Крылатая машина имела две кабины. В первой пилот, стрелок – во второй. Можно только догадываться, какие ощущения возникают, когда самолет сзади преследуют «Мессеры», и ты с ними, как стрелок, один на один.

Долгое время эти самолеты были на вооружении и после окончания войны. Они, как известный бронепоезд, «стояли на запасном пути». Замены им не было. Не было в первое время замены и летному составу, который должен был передать опыт новичкам. Поэтому Юрий Гаврилович Ветохин служил до сентября 1950 года. Все годы после возвращения ветеран Великой Отечественной войны жил в Октябрьском. К сожалению, не все его боевые награды сохранились. Оставшиеся, в числе которых медали «За взятие Кенигсберга» и «За победу над Германией», потомки берегут. А самого фронтовика считают для себя примером.

«Всегда свои действия сверяю с ним, – говорит один из его сыновей Сергей Юрьевич Ветохин. – Равняюсь на отца: что бы сказал он в том или ином случае, одобрил бы или нет. Даже мечтал учиться в Качинском летном училище. Но знаменитая «Кача» не покорилась: там, как известно, очень строгий отбор по здоровью. Отец для меня всегда являлся примером. В свои годы я старательно служил в армии. И сейчас все ценности патриотизма стараюсь донести до подрастающего поколения. С гордостью ношу награды, врученные мне за проделанную работу в сфере военно­патриотического воспитания молодежи и за развитие движения воинского братства группы ГСВГ. И, конечно, горжусь, что в строю «Бессмертного полка» идет мой отец».

Елена Кравченко

 

09.05.2020г.