Веление сердца, дань памяти

Фотография Николая Павловича Носачева, сделанная за три месяца до войны, теперь оформлена в стиле «Бессмертного полка». Таисия Ивановна Цыбуля с этим портретом несколько лет подряд проходит в праздничной майской колонне по центральной площади р.п.Октябрьский.

Похоронка на Николая Павловича Носачева – последний документ ее двоюродного деда – пришла в село Водино в 1942 году. Согласно статистике, мужчин, рожденных в 1923 году, после войны осталось в живых менее 10%. Подавляющее большинство из них не вернулись с полей сражений. Молодые, горячие, любопытные, не имеющие боевого опыта, они не умели беречь себя. И Николай – один из них.

Самый младший в семье, не успевший обзавестись собственной семьей, он перед войной поехал учиться в школу ФЗО г.Сталинграда. Прощаясь с близкими, сказал, может быть, подчиняясь предчувствию: «Если будет война, я не вернусь». Почему он уронил столь печальную фразу, никто не знает, но эти слова его родные вспомнили очень скоро. 

После призыва в армию Николая отправили в Новочеркасск, на офицерские курсы. Но война внесла свои коррективы: фронт требовал людских ресурсов. По распоряжению Новочеркасского райвоенкомата обучение на курсах прервано, а личный состав отправлен в действующую армию. Так в статусе курсанта Николай и попал на Северо – Западный фронт: сталинградский парень стал защищать ленинградскую землю.

С фронта, где в январе – феврале 1942 года разворачивалась Демянская наступательная операция, родные получили единственное письмо. Даже фотографию в военном обмундировании сделать не успел. Следующей весточкой стала похоронка, в которой сообщалось, что командир отделения 2­го отдельного стрелкового батальона, входившего в 14­ю отдельную стрелковую бригаду 1­го гвардейского стрелкового корпуса, Николай Павлович Носачев погиб 4 февраля 1942 г. Это произошло у деревни Сутоки Ленинградской (ныне Новгородской) области, где и похоронен солдат в одном из воинских захоронений. Если проследить путь стрелкового корпуса по архивным документам, предположительно это было так. К середине января войска Северо – Западного фронта охватили демянскую группировку с севера и юга и создали благоприятные предпосылки для успешного завершения операции. Ставка Верховного Главнокомандования уточнила задачу данному фронту (это 11­я и 34­я армии и прибывшие из резерва Ставки 1­я ударная армия, 1­й и 2­й гвардейские корпуса). Замысел операции состоял в том, чтобы ударами из района Старой Руссы в южном направлении и из района Молвотицы – в северном окружить и уничтожить противника на демянском плацдарме. 3 февраля бригада выступила в направлении Сутоки – Калиткино Залучского района с задачей занять д.Сутоки. Наступление было тяжелым. Оно продолжилось и 4, и 5 февраля, но уже без него…

Правда, фамилия Николая Носачева долгое время увековечена не была. При посещении захоронения родственниками воина, в соответствии с представленными документами ситуация была исправлена: его имя навечно высечено на стеле братской могилы. И теперь уже внуки по мере возможности бывают в местах, где воевал их предок. Это веление сердца и дань памяти. 

Елена Кравченко.

17.04.2020г.