Защищая права потребителей

Россия стала отмечать Всемирный день защиты прав потребителей с 1992 года, когда был принят одноименный федеральный закон, законодательно закрепивший потребительские права граждан, права и обязанности организаций, торгующих или оказывающих услуги. Российский Закон о защите прав потребителей предоставил право органам местного самоуправления рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты их прав.

В Октябрьском районе, в соответствии со ст. 44 Федерального Закона «О защите прав потребителей», реализацию полномочий в области потребительского законодательства органами местного самоуправления осуществляет отдел по экономике администрации Октябрьского муниципального района. В составе отдела работает специалист по защите прав потребителей. Ведется первичный прием граждан, оказываются консультации по практике применения потребительского законодательства в области торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, оказывается помощь в составлении претензий к продавцам, исполнителям услуг, проводится просветительская работа, работа по пропаганде потребительского законодательства.

В орган по защите прав потребителей в 2017 году поступило 88 устных обращений потребителей за разъяснениями законодательства в сфере защиты прав потребителей. 

В досудебном порядке потребителям возмещен материальный ущерб в размере 208,3 тыс. рублей. 

Орган по защите прав потребителей выступает в роли посредника между покупателями и продавцами,  и той и другой стороне разъясняется, в чем именно состоит нарушение закона и как выйти из сложившейся ситуации, не доводя дело до судебного разбирательства. В большинстве случаев предприниматели приходят к решению об исполнении требований потребителей.  Радует, когда покупатель и продавец находят общий язык и наши консультации помогают решать возникающие вопросы и проблемы.     

Самый большой процент обращений приходится на сферу торговли, доля обращений потребителей в этой сфере потребительского рынка составляет 81 %, 19 % составляют обращения в сфере услуг. Обращения потребителей, в основном,  связаны с низким качеством сотовых телефонов, сложнобытовой техники, электробытовых инструментов. Имеют место заявления на нарушение продавцами срока проведения гарантийного ремонта товара. У потребителей возникают вопросы о непредоставлении продавцами аналогичных товаров длительного пользования на период ремонта.

По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций  каждый год определяет тематику Всемирного дня защиты прав потребителей, отмечаемого 15 марта.

Тематика Всемирного дня защиты прав потребителей в 2018 году: «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными».

Главным трендом роста потребительского рынка становится цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и настройки автоплатежей на оплату услуг ЖКХ, мобильной связи и Интернета.

При этом особое внимание необходимо уделять праву потребителей на получение четкой и ясной информации, чтобы они могли принимать обоснованные решения относительно покупки и использования Интернет-ресурсов. Потребителю должно быть понятно, кто именно несет ответственность в каждой точке цепи поставки товара и в дальнейшем в течение всего срока его использования.

Доверие и безопасность потребителей – залог успеха цифровой экономики. 

С. Свисюк, 

главный  специалист отдела по экономике  администрации района.