«Этот день мы приближали, как могли»

Николай Николаевич Божко всю жизнь живет в селе Перегрузное. И только единственный раз отлучался он из родного дома: 19­летним пареньком в мае 42­-го забрала его из родных мест суровая война.

В связи с серьезным положением на сталинградском направлении учеба в Астраханском военно­пехотном училище была ускорена, и через 3 месяца курсантов распределили по боевым частям Красной Армии. Из Астрахани 899­-й полк, в котором служил теперь Николай Божко, по калмыцким степям направился на Яшкуль и Элисту. Шли пешим строем, несли амуницию, боеприпасы, оружие. Питались сухим пайком. В нарушение устава выбросили противогазы, чтобы на освободившееся место положить больше патронов. Продвигался полк не очень быстро, выбивал по пути врага из населенных пунктов. Особенно пришлось «повозиться» в Яшкуле. Здесь у фашистов был аэродром, на который они возлагали надежды как на опорный пункт для прорыва на Кавказ. А к нефтяным скважинам нельзя было допустить неприятеля.

Помнит ветеран бои под Котельниково, где важным объектом была железная дорога. На ней полк добыл хороший трофей: фашисты, отступая, не успели разгрузить целый эшелон прибывших из Тихорецка танков. Это Паулюсу шла помощь, которой он так и не дождался.

Суровым был январь 43­-го года. И не только в температурном режиме было дело. Одеты бойцы были тепло: валенки, шапки, шинели. Но туго было – бои не прекращались. Солдаты устали, постоянно хотелось спать. К тяготам добавилось и ранение. Николая Николаевича тяжело ранило осколком разорвавшегося снаряда. Это было страшным моментом. По словам ветерана, когда воюешь, идешь в атаку, то чувствуешь силу оружия. А раненый, ночью, на снегу ты абсолютно беспомощен. Опасался земляк, что санитары не заметят, пройдут мимо. В таком случае смерть от холода и голода неминуема. А вдруг вернутся враги? Тогда плен. Кричал боец громко, чтобы санитары, собиравшие раненых с факелом, наверняка его услышали. В день Победы под Сталинградом – 2 февраля 1943 года Николай Николаевич находился в госпитале. Лечение было долгим. В 44-­м он демобилизовался и вернулся в Перегрузное, поднимать родное село после военной разрухи.

Елена Кравченко

18.05.2020г.