Наши войска под ударом
(Окончание. Начало в газете №33 от 26.04.2025г.)
Чем же объяснить такую спешную переброску войск в Октябрьский район? Почему в дивизию прибыла такая армада автомашин?
Тяжелая обстановка сложилась в те дни на южном фланге Сталинградского фронта. Упусти момент, и Сталинградская операция могла бы быть под угрозой срыва. Наши войска, находившиеся на южном фланге, оказались под ударом мощной группировки противника, двигавшейся из-под Котельниково.
Когда армия Паулюса была окружена, германское верховное командование начало подготовку к деблокированию сталинградской группировки. На базе 11-й немецкой армии началось создание мощной ударной группы армий «Дон». Во главе группы был поставлен генерал-фельдмаршал Манштейн. Он считался крупным специалистом «осадных боевых действий», одним из лучших знатоков военного дела. Это назначение вызвало одобрение в гитлеровской армии. Манштейн был уверен, что ему удастся разорвать кольцо окружения. Группа его армий занимала фронт в шестьсот километров от Среднего Дона до астраханских степей. В нее входила армейская группа «Гот» в составе двух румынских армий, сводная группа 3-й румынской армии и оперативная группа «Холлид». Для прорыва кольца Манштейн создал две ударные группировки в районе Котельниково и Тормосино. Для их усиления с запада было переброшено десять танковых дивизий.
План деблокирования окруженных войск получил кодовое название «Зимняя гроза». Манштейн предполагал, что как только ударные группировки подойдут к Сталинграду, им навстречу выступит специальная ударная группа Паулюса. Эта группа получила название «Удар грома». Но создание Тормосинской группировки затягивалось. Чтобы не терять времени, Манштейн решил действовать силами одной Котельниковской группировки. Это была сильная группа. В нее входили 57-й танковый корпус в составе 23-й и 6-й танковых дивизий, остатки 4-й пехотной и двух кавалерийских дивизий румын и отряды полевой жандармерии. Впервые в немецкой армии был сформирован танковый батальон прорыва, оснащенный тяжелыми танками «Тигр». Как располагались силы противника? В районе Генераловского, Новоаксайского и Бирюкова расположилась 17-я танковая дивизия, прибывшая в середине декабря 6я танковая дивизия шла на Шестаки, Заливы, Чиков, Клыков. 23-я танковая дивизия основной удар направляла с Пимено-Черней на Небыков, Терновой, Кругляков, Каменку, Капкинку, Гнилоаксайскую, Васильевку. 5-я кавалерийская дивизия направляла свои удары на Самохино и Жутово-2. Эти войска объединялись 5-7м танковым корпусом армейской группы «Гот». Как развивались события? Земли района стали ареной самых ожесточенных боев. По своему характеру, объему и размаху они были схожи со сталинградскими сражениями. Командующий Сталинградским фронтом маршал А.И.Еременко об этих днях напишет в книге «Сталинградская эпопея» следующее: «Ранним утром 12 декабря после сильной артиллерийской подготовки и массированного налета авиации противник значительными силами мотопехоты, поддержанной танками из района Пимено-Черни перешел в наступление вдоль железной дороги Котельниково – Сталинград. Мы сразу же доложили об этом Верховному Главнокомандующему И.В.Сталину. В ответ я услышал: «Держитесь. Мы сейчас же пошлем резервы».
Удар пришелся по стыку 302-й стрелковой дивизии и 4-го кавалерийского корпуса. В первый же день противнику удалось преодолеть тактическую глубину нашей обороны. Это и было началом крупной операции, задуманной гитлеровцами. На следующий день они продолжили наступление. Им удалось создать танковый таран: на главном направлении удара наступали две танковые дивизии (6-я и 23-я). При массированной поддержке бомбардировочной и штурмовой авиации фронт прорыва был значительно расширен. Чтобы закрыть образовавшийся прорыв, спешно выдвинули 13-й танковый корпус (в нем было 28 танков и 1600 бойцов мотопехоты). Корпус с двумя стрелковыми дивизиями действовал с переменным успехом; противнику здесь не удалось добиться победы. В последующем корпус вместе с указанными дивизиями, нависнув на флангах ударной группировки врага, остановил его.
По иному развивались события западнее железной дороги в направлении Верхнекумский, Громославка. Создалась явная угроза быстрого выхода противника в тылы 57-й армии, ведшей бои с войсками, окруженными под Сталинградом, которые, в свою очередь, готовились к встречному удару на соединение с войсками Гота. В этой обстановке необходимо было во что бы то ни стало задержать продвижение противника, чтобы выиграть время до подхода оперативных резервов Ставки. С утра 14 декабря наши части смело бросились навстречу неприятелю, нанося контрудар на Верхнекумский. Завязался огневой встречный бой механизированных частей. Населенный пункт был атакован 4-м механизированным корпусом. Одновременно из района Громославки 235-я танковая бригада с подчиненным ей отдельным танковым полком охватывала этот пункт с востока. 20-я истребительно-противотанковая артиллерийская бригада с подоспевшим головным полком 87й стрелковой дивизии развернулась левее (восточнее) 235-й танковой бригады на уровне Верхнекумского и остановила продвижение вражеской группировки, наносившей удар восточнее хутора. В результате стремительного контрудара передовые части противника были полуокружены и понесли большие потери в живой силе и технике. Под давлением наших войск враг оставил Верхнекумский и отошел на рубежи реки Аксай. Маршал Советского Союза А.М.Василевский в книге «Двести огневых дней» вспоминает: «15 декабря части 4го механизированного корпуса генерала В.Т.Вольского, в котором оставалась около 70 танков, с подошедшей из резерва фронта 87-й стрелковой дивизией выбили противника из Верхнекумского и приостановили его продвижение на северо-восток».
Первый удар врага по нашим войскам был отбит. Но опасность прорыва не была ликвидирована. В отдельных местах враг был в сорока километрах от окружения. Потребовались героические усилия воинов, чтобы отбить все атаки врага».
И.Лебедев,
редактор дивизионной газеты «Вперед на врага». «Путь Октября» 10 марта 1970 год.
10.05.2025г.